Парижские нищие как подвид городского планктона



Классификация бездомных возбудителей "парижского синдрома": кто они, откуда, зачем так живут?

Этот мужчина поймал волну фото-мании. Охотно позирует за копейку

Парижские безомные - это "блохи" города не Сене. Они в поисках тепла залазят в метро, в поисках денег прилепляются к достопримечательностям и в поисках еды слоняются возле больших магазинов. Их никто не любит; они настолько слились с городским пейзажем, что местные их почти не замечают, а туристы обходят кругом, чтобы они не попали в кадр. 
Вообще, в первую неделю пребывания в Париже ты их правда не видишь; они - как разводы на стекле. Замечаешь их только тогда, когда вдоволь насмотрелся и нафотографировался, и от скуки фокусируешь взгляд. В этот момент тебя шокирует их количество, их состояние и тот диссонанс, который возникает между ними и окружающей обстановкой. Ведь это - Европа! Это место, где моют улицы щётками и в витринах многочисленных булочных лежат инстаграммные круассаны за евро. И больше ты не можешь их не замечать.

Я часто думала: почему французские власти, так много транслирующие идеи милосердия и социальной справедливости, ничего не предпринимают? В конце концов, это не идёт на пользу Парижу, как самому туристическому городу мира. У несчастных японцев развивается "парижский синдром"! (Синдром разочарования, также известный как мем ожидание/реальность). Где журналисты, добровольцы, где мэр города Анна Идальго, демонстративно жмущая руку потомку Гавроша

И вот, наконец, чтобы ответить на все эти вопросы, мэрия Парижа развернула акцию: "Ночь солидарности". У меня в твиттере (да, у меня есть твиттер, я там пишу о своей личной жизни, потому что его никто не читает) всё было забито фотографиями "групп добровольцев". На самом деле, подсчитать бездомных не так уж и просто. Это то же самое, как если бы вы захотели посчитать блох. Они имеют свойство беспорядочно перемещаться. 
Так вот, чтобы провести перепись бездомного населения, мэрия Парижа применила алгоритм, хорошо показавший себя в Нью-Йорке. Они нашли 350 специалистов (интересно, где учат переписи бездомных?), к которым прикрепили по 3-4 добровольца. Город был разделён на 350 секторов и переписчики ходили в одно время - с 22.00 до часу ночи. При этом задача переписчиков была не только записать количество бездомных, но и заполнить про них анкеты. Если, конечно, они не спали, потому что спящих было велено не будить (Моя любимая заповедь "не будите и не будимы будете").  

Так вот, в самом Париже, без пригородов, насчитали 3.624 бомжа. Хотя это "минимальная цифра", потому что всех, говорят, посчитать невозможно - так хорошо они прячутся. А ещё галантные переписчики не вторгались в интимное пространство бездомных - то есть в палатки, дома из коробок и прочие креативные архитектурные сооружения. Возможно, им просто не выдали для этого противогазы.  В то же время, по итогам бомжевой переписи 2012-го года было зафиксировано 143.000 бездомных (по всей Франции). Выходит, в Париже всё ещё не так плохо. 

Кстати, если разделить предполагаемое реальное количество бездомных (5-6 тыс.) на количество улиц в городе (5 тыс.), то получается, что на каждой парижской улице живёт один клошар. В принципе, так оно, наверное, и есть: другое дело, что распределены они неравномерно. На улице, где мы  с подругой жили в прошлом году, обитала такая вежливая мадам с собачкой. Она всё время сидела между банковским автоматом и магазином, за что не раз получала от нас копейку. Расчетливая старая перечница. 
Меня, на самом деле, очень волнует: кто эти люди и что заставляет их валяться в спальнике посреди троттуара, писать в метро и раскладывать бумажки с просьбой о помощи - на 5 языках без ошибок! - в поезде. Волнует потому, что это - болезнь нашего общества; это ненормально. О том, что это - ненормально, вы можете судить сами: когда вы отводите глаза при виде маленьких детей, сидящих на холодной каменной мостовой или инвалида, ползущего со стаканом в руках по вагону метро. Это паразиты, да; но паразиты нашего вида, признаки нездорового общества. Это "отверженные" наших дней. Говорят, что это сумасшедшие; говорят, что это - мафия; говорят, что это - мигранты. Так кто они и нужна ли им помощь? Основываясь на статьях в Liberation, Le Figaro и других изданиях, а также собственных наблюдениях,  я попробую ответить (хотя бы для себя) на этот вопрос.

Этот дядька на бульваре Saint-Michel всё время читал книги

Итак, классификация парижских бомжей.  

1. Мигранты.
По статистике, 62% нищих - иностранцы (сведения 2012-го года, сейчас, после миграционного кризиса, должно быть больше). Это люди, у которых никогда не было жилья во Франции. У них также нет документов и они не говорят по-французски. Думаю, именно поэтому они оказываются на улице: потому что не стоят сутками возле префектуры в надежде получить документы, а значит, пособие по безработице и другую помощь от государства. Может, они там стояли, но разочаровались и ушли. Или не знают, где именно нужно стоять, куда звонить и писать. Слышала про "центры передержки" мигрантов - говорят, условия там не очень. Похоже на тюрьму. Возможно, поэтому некоторые предпочитают оставаться на улице: там больше свободы и есть шанс что-то заработать.
Самое печальное - это семьи мигрантов. Они сидят на полу, на одеяле или матрасе; дети смотрят пустыми глазами на людей или повторяют хриплыми голосами, как сломанные игрушки: "Здравствуйте! Монетку, пожалуйста!". У них часто бывают замызганные картонные таблички: "сирийская семья". Это вовсе не значит, что они действительно сирийские беженцы. По сведениям Le Parisien, из пяти задержанных полицией семей 4 были румынскими и только одна - действительно сирийская. Может они и беженцы, но не от войны, а от безысходности.
Я полгода каждый день ходила мимо такой семьи на крупной станции метро, Les Halles. Они были там почти каждый день, в любое время, не двигались. Один раз видела, как их прогнали полицейские. Через пару часов они опять были там.
Дети - не виноваты. Детям точно нужна помощь общества; иначе они не смогут встроиться в систему. Они - неполноценные с детства, и их моральная травма не даст им адаптироваться.
В то же время, отбирать детей и оставлять на улице родителей - негуманно. Так что решение должно быть найдено для всей семьи.

Фото взято из Le Parisien

2. Цыгане.
Этих тут тоже много. Они, в основном, промышляют активным попрошайничеством и мелкими махинациями. Их можно увидеть около всех городских достопримечательностей с бумажками формата A4 в руках. Они спрашивают: "Do you speak english?" Потом просят подписать что-то "в помощь немым/глухим" и затем требуют денег. Иногда прикидываются немыми или глухими. Одеты как типичные цыгане, в юбках и платках, выглядят неопрятно. Это всегда женщины; мужчины промышляют чем-то другим (подозреваю, ещё менее законным). Предполагаю, что им есть, где спать; но прописки у них явно нет.
Один раз видела, как целая толпа цыганок приехала на микроавтобусе, выгрузилась возле Эйфелевой башни со всеми своими баулами и резво куда-то потопала.
(И да, я понимаю, что есть и приличные цыгане, и прошу у них прощения за упоминание их народа в негативном контексте. Возможно, это и не их народ. Их просто так тут называют)

Дамы "на рыбалке". Отдых от трудов насущных

3. Инвалиды.
Это для меня загадка. Многие из них имеют внешность вполне европейскую. Скорее всего, у них есть документы, а даже если нет, их можно сделать. Они должны получать пособие, что-то около 800 евро. Этого должно хватать на жильё и еду, особенно в провинции. Почему они побираются, я не знаю. Может, дополнительный заработок. Или по каким-то причинам не могут получить пособие. Вряд ли они действительно как-то связаны с преступностью. В этом случае не понимаю, какая им выгода от такого тяжкого каждодневного труда. Не верю, что вечером они отдыхают в джакузи с шампанским. Это как-то дико и не стоит того. В социальном французском государстве инвалиды могут жить, не унижаясь.

Этот человек лежит на постере "американская готика", на лестнице метро.
Может он и не физизически инвалид, но социально.

4. Психически больные и зависимые
Тут всё очевидно. По статистике, большинство нищих нездоровы психически; они были травмированы в детстве и поэтому не смогли социализироваться. Многие из них потеряли работу и выпали из системы общественного договора. Зависимость от алкоголя и наркотиков завершила дело. Один раз стояла за такими персонажами на кассе в магазине. Воняли они просто нещадно, но французы в очереди героически терпели. Два клошара вели себя довольно вызывающе и громко требовали штопор у кассира. В конце концов, вмешался охранник, открыл им пиво и вежливо выпроводил. Вся эта котовасия длилась минут пять, и я искренне восхитилась поведением французов.
По-моему, проблема таких людей в том, что они давно махнули на себя рукой. Их спуск на дно доставляет им известное удовольствие, им нравится чувствовать себя униженными и оскорблёнными. Своими выходками они как бы мстят всему обществу за то, что с ними стало. Это состояние - тоже болезнь; это похоже на поведение подростка или самоуничижение отвергнутого влюблённого.
Некоторые из них не похожи даже на людей. Я считаю, что таких нужно содержать в специальных местах, потому что они потеряли что-то важное и на улице точно этого не найдут. Частенько ходила мимо одной такой женщины, которая лежала в спальнике целыми днями посреди оживлённого троттуара. Иногда в дождь и в холод. Я никогда не видела её лица, но волосы у неё были очень грязные, все в колтунах. Она уже не была похожа на человека. Это как будто ты видишь чью-то продолжительную агонию.

Из решёток дует тёплый воздух. Инстинкт гонит сюда

5. Профессиональные клошары
Это ребята, которые путешествуют с собаками или другими питомцами и побираются. Они одеты довольно прилично, редко воняют и сидят, чаще всего, с маленькими милыми кроликами или котами. Иногда даже шутками и смешными надписями пытаются привлечь внимание. Некоторые из них сами выбрали такой образ жизни: но таких мало. В городе Ренн, кстати, куда почему-то стекаются такие клошары, им есть даже памятник. Другие - здоровы ментально, но по разным причинам выпали из общества. Они могут говорить, что это - их собственный выбор; но, как говорят психологи - это "пост-реакция". То есть, им тяжело признать, что они потерпели крах в нормальной жизни, и они убеждают себя и других, что сами захотели бродяжничать.

Фото спёрла из Ouest-France

Alors:
Нищие, действительно, все - в разных ситуациях; это люди, выброшенные на обочину жизни. Закрывать своё сердце от жалости, чтобы не кололо каждый раз - думаю, это неправильно. Ведь сострадание  - одно из лучших человеческих чувств. Парадоксально, однако, то, что подавать им тоже, в подавляющем большинстве случаев, нельзя. А поскольку мы не знаем, в каких именно случаях можно, то вообще не следует. Не потому что они связаны с мафией (думаю что здесь по крайней мере это не так), а потому, что это значит - кормить блох. Чем больше их кормишь, тем больше они размножаются. Конечно, не в буквальном смысле; люди не должны умирать с голоду. Вот поэтому лучше давать еду: многие горожане подкармливают нищих на своей улице и дают им одежду. Но в смысле моральном: чем лучше живётся бомжам, тем их будет больше. В то время как они должны карабкаться, должны барахтаться, как та мышь, которая взбила масло.
Как карабкаемся, по сути, мы все. Как выживает остальной городской планктон. К тому же, всё равно остаётся какая-то вероятность организованной системы попрошаек. Например, когда побираются цыганские дети, они явно отдают "заработок" страшим; и мы не знаем, на что идут эти деньги. Вряд ли на еду.
Таким образом, подавая, вы становитесь соучастником преступления: эксплуатации малолетних или инвалидов.
Как бы ни было морально тяжело на них смотреть - такие проблемы не решаются подаяниями. Они решаются совместными усилиями общества, которое платит налоги и перераспределяет доходы. И не остаётся безразличным. Обществом, которое читает, мыслит и думает о том, как по-настоящему помочь.
Доброта и милосердие тоже должны быть умными.
Быть слишком хорошим - значит быть плохим. 

Это семья с маленькими детьми. Так не должно быть.

P/S Я даю деньги теперь только уличным музыкантам, которые хорошо играют.
Если вы не согласны с моими мыслями или хотите прокомментировать - буду рада! Эта проблема должна быть обсуждаема. Такие вещи должны перейти из категории "моветон" в категорию "обсуждаемые".

Комментарии

  1. хороший пересказ статьи "Нищие" из вики

    ОтветитьУдалить
  2. Я согласен! Тоже даю деньги только музыкантам, которые играют с душой

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога