У костра в ночи не молчи


Мне на этом фото два года, как стукнуло 48 (всем вожатым по 48 лет)

Пока я суперзанята самовосхвалением, сочиняя мотивационные письма в университеты, чтобы меня взяли ещё поучиться (может, не надо?) - времени писать в блог особо нет. Так что пока - из старого. Статья, написанная мной пару лет назад для журнала "Наше, Артековское". Немного ностальгии и вожатства. По которому я, конечно же, скучаю. И люблю этот свой опыт.
Всем вожатым и детям - посвящается


Знаете песню: я – вожатый, ты – вожатый? Так вот, эта песня кажется очень печальной, в то время как в лагере такая весёлая жизнь. Понимать каждую строку начинаешь, когда отработаешь свою первую смену.

Первые дни и первые ночи, дети шалят, не желая уснуть…
- Это про организационный период. Первые три дня смены. Когда ты должен находиться в лагере почти круглосуточно. Каждый вожатый спасается в это время, как может. Кто-то предпочитает уехать на все три дня на заезд в Симферополь, а кто-то сбегает на часок с приёмного корпуса, чтобы вздремнуть.

Три часа ночи, устала я, впрочем…
 - А это про ночные репетиции, конечно. Для меня лично эти репетиции  - самое сложное, наверное, во всей смене. Когда после ночной планёрки все выходят на костровую и много раз подряд повторяют танцы, песни и перестроения вожатского концерта. Ты стоишь на этой костровой, уже час ночи, хочется спать, болят ноги… и тут в очередной раз кто-то ошибается, и всё начинается с начала. 

Нет пути обратно -
Я - вожатый, ты – вожатый…
 - Это всё, о чем ты думаешь в те моменты, когда получаешь нагоняй за педагогический дневник, или опаздываешь с отрядом на какое-то событие. Подходишь к стадиону и слышишь издалека, как называют на перекличке твой отряд. А вас нет. И ты знаешь, что об этом обязательно скажут на планёрке. И не просто скажут. Но тебе нельзя показать детям, что ты расстроен, и ты подбадриваешь их, как можешь. Или когда ночью пишешь педагогический анализ, а перед глазами летают цветные мухи...

Кто-то опять начинает болеть, с кем-то подрался обиженный мальчик.
Знаешь, вожатая, надо терпеть, смена пройдет, тогда и поплачем!
 - Проблемы в нашей работе неизбежны, так что стрессоустойчивость – обязательна для вожатого. Часто приходится принимать какие-то решения самостоятельно, взвесив все «за» и «против» буквально за пару минут. Иногда мнения отряда, вожатых и администрации лагеря на какие-то вопросы не совпадают. И тогда ты оказываешься между двух огней. Во время моей первой смены в Артеке, например, Первый канал снимал фильм к юбилею лагеря, и проводил кастинг. У нас тогда был профильный отряд журналистов. И я знала, что у меня есть возможность через пресс-центр договориться, чтобы на кастинг попал весь мой отряд, а не два человека, как у других отрядов. Я под свою ответственность привела всех ребят, и кастинг продолжался два часа. В тот день абсолюта у нас не было, и за моё самовольство мне сильно досталось от администрации. Но я не жалею об этом,  так как несколько моих журналистов в результате поучаствовали в съемках. Скромных ребят часто не замечают, им нужно давать возможность. Это одна из суперспособностей вожатого – зажигать звёзды.

Не успеваешь песню допеть. Жаль, только смену вернуть невозможно...
 - А потом наступает конец смены. И ты понимаешь, что твои дети разъедутся. И в это не верится до последнего, даже когда они уже сели в автобус и скрылись за поворотом. А ты идешь по лагерю и в чужих силуэтах узнаешь своих детей. Самое удивительное в лагере – что ничего не повторяется. События, кажется одни и те же – Вечер знакомств, Визитки, Спортландия, Экскурсия по ЮБК… Но каждый раз они – другие. Потому что другие дети, другой отряд, другие напарники. Каждый раз – с чистого листа. Поэтому не нужно ревновать вожатых к новым отрядам. Ведь смену вернуть невозможно, и она не повторится никогда.

Лагерь – это вечный двигатель. Тот самый, который никак не могут изобрести. Но он есть. В нем всегда звучат песни, танцуют вожатые в кругу и капают слезинки на плиточный пол. 
В Артеке становятся как никогда реальными слова «дружба», «поддержка», «справедливость», «искренность»… Те слова, в которые мы верили.

Верь, друг, ты - вожатый, за тобой идут ребята...


На школе вожатых. Одно из фото-заданий в игре - надпись "Артек"

Аю-Даг, Мишка-гора. Символ Артека



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога